О родном крае

Архангельский Музей Деревянного Зодчества «Малые Корелы».

Русский Север! Край суровой природы, земля мужественных, добрых и гостеприимных людей. Простота и вековая мудрость, яркая, озорная народная выдумка и традиции, уходящие корнями в глубокую древность,- всё переплелось неповторимым узором, отразилось в культуре русского Севера.

Край студёный – край деревянный. Столетиями рубили здесь умельцы из сосны да лиственницы избы-великаны, баньки и амбары, ветряные мельницы, возводили островерхие громады шатровых храмов и маленькие часовни – «церковки-грёзы», упирали в небо столбы колоколен. Талант северян проявился не только в песнях и былинах – отмечены им почти все предметы быта крестьянского: от узорчатых (браных) полотенец до прялок да утвари на столе. А деревянное зодчество русского  Севера по праву считается вершиной народной архитектуры. Чтобы сохранить памятники этого искусства, показать всё его многообразие, а также жизнь и быт северного крестьянства в прошлом , и был создан в Архангельске «столице Севера», отметившей в 1984 году 400-летие, музей деревянного зодчества и народного искусства.

IMG_0434 IMG_3454 IMG_0784

Музей расположен в 25 километрах от города, вверх по течению Северной Двины. Площадь его (78 гектаров) разделена на несколько секторов. Каждый из них представляет собой определённый тип северной деревни, со своеобразием архитектуры, характерной планировкой, воссозданными интерьерами изб, выставками, отражающими занятия, промыслы и быт  различных социальных слоёв крестьянства основных этнографических районов  Архангельской области.

Территория, занимаемая музеем, разнообразна по ландшафту. Здесь есть равнины, возвышенности, поля, овраги, болотистые низины, речка с обрывистыми и пологими берегами, встречаются различные сочетания лиственных и хвойных деревьев, разнообразные кустарники. Всё это позволяет помещать каждый памятник народного зодчества в наиболее удачное для него природное окружение.

Мельница Мельница* Мельница ***

Первые постройки (шатровая колокольня 16 века из села Кулига-Дракованово и мельница конца 19 века из деревни Бор) были привезены сюда в 1968 году. Музей был открыт для посещения в июне 1973 года, а через два года здесь появились первые интерьеры и выставки. Сейчас в шести секторах музея: Каргопольско-Онежском, Северодвинском, Мезенском, Пинежском, Важском, и Поморском —  размещено более 90 построек.
Хронологические рамки экспозиции- вторая половина 19 века – начало 20 века. Все жилые и хозяйственные постройки и интерьеры в музее относятся к этому времени. Органично вписалась в общий вид севернорусской деревни конца прошлого века уникальные памятники деревянного зодчества 16-18 веков.

DSCN3656 IMG_0328 Амбар

Усадьба Усадьба * Усадьба ***

Архитектурный ансамбль Карпогольско-Онежского сектора  организует кубовая церковь Вознесения (1669 год) из села Кушерека Онежского района. Куб – сложная форма покрытия храма, напоминающая обрезанную с четырёх сторон луковицу. С востока к двухэтажной церкви Вознесения  примыкает алтарный прируб, увенчанный «бочкой». Вытянутые вверх луковицы пяти глав и куб, покрытые резным осиновым лемехом, тщательно проработанные детали крыльца, стройный силуэт сруба придают всему сооружению законченность и изящество.

Георгиевская церковь Георгиевская церковь * *

Архитектурной доминантой Северодвинского сектора стала Георгиевская церковь(1672 год) из села Вершина Верхнетоемского района, одна из жемчужин севернорусского зодчества. Она представляет собой распространённый на русском Севере тип шатровых храмов. Мощный восьмигранный сруб этой церкви словно вырастает из широкой крытой галереи с примыкающим к ней резным крыльцом. Высокий шатёр, венчающий храм, имеет старинное покрытие городчатым лемехом.  Восемь крестьянских усадеб из разных районов Северной Двины составили вместе с Георгиевской церковью основу сектора, воссоздающего большое село с ярмаркой, школой  и волостным правлением.

В музее собраны все типы деревянных ветряных мельниц и толчей, встречающихся в России,- так богат ими был русский Север. Распластанные крылья разнообразных шатровок, столбовок на раме, на реже, на стойках — непременная деталь пейзажа северной деревни. Широко представлены хозяйственные постройки: амбары, бани, кузнецы.

Дорога на Пинегу Дорога на Пинегу * Пруд

Переход между секторами Деревья Переход

Пожалуй, не встретишь на Севере две избы, похожие одна на другую. Всегда видны отличия и в постановке, и в элементах конструкции, деталях, украшениях. Неповторимость образа  постройки в целом при известной повторяемости традиционных черт – вот характерная особенность русской деревянной архитектуры. Она воплотилась как в уникальных памятниках зодчества, так в обычной северной избе. Типы изб (домов-дворов) отразили этнографическую специфику различных регионов архангельского Севера. Здесь пятистенок, получивший в 19 веке распространение едва ли не по всему краю, тут и четырёхстенные каргопольские избы, топившиеся «по-чёрному», и вычегодские шестистенки на высоком подклете, двинские двухэтажные («двужирные») избы с широкими взвозами для въезда телег и саней прямо на второй этаж. Величина северной избы оправдана. Мощные сосновые брёвна её защищали человека от морозов в студёные зимы. Всё хозяйство: жильё, скот, продукты, орудия труда – располагалось под одной крышей. А иной хозяин строил избу ещё с запасом, рассчитывая на рост семьи.

Вход Крест Колокольня

Специальные выставки музея посвящены народному искусству Архангельской области, его истории и современному состоянию.

Многочисленных зрителей собирают проходящие здесь фольклорные праздники: песни, танцы, сценки старинной свадьбы, яркие краски народных костюмов. Здесь выступают самодеятельные хоры и фольклорные группы почти всех уголков области. В программы входит и катание на русских рысаках, празднично разукрашенных бубенцами, колокольцами, лентами.

Сувениры Хороводы Выставка

Выставка Выставка Выставка*

выставка Выставочный стенд Церковь

С июня 1975 года в праздниках принимает участие экспозиция «Звоны Северные». Она демонстрирует древнее искусство игры на колоколах как часть народной культуры, как одно из ценных проявлений богатейшей музыкальной традиции России.
Из года в год растёт число людей, приходящих в музей полюбоваться памятниками народного искусства.

Суверная лавка Сувенирная лавка Сувернирная Лавка